Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
ЭкспедицияКОМПЛЕКСНАЯ КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ КАК РЕСУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Экспедиция
как форма научно-поисковой, исследовательской деятельности традиционно
используется в образовательном процессе высших учебных заведений. Она формирует
у студентов практические навыки проводить наблюдения, измерения, изучать и
описывать объекты в естественных природных условиях. Безусловно, такая форма
работы способствует развитию у молодежи интереса к знаниям, расширяет кругозор,
учит рассматривать факты и явления окружающей действительности во взаимосвязи,
делать самостоятельные выводы и обобщения. Но почему бы такую форму работы не
внедрить в школы и сделать её ресурсом для проектно-исследовательской
деятельности? Плюс здесь в том, что после экспедиции нет нужды подбирать, искать
какую-нибудь проблему и на основе ее решения написать хорошую исследовательскую работу. Уже
в процессе ведения полевых работ у ребят рождается куча вопросов: «А почему…?»,
«Как…?», «А что будет, если…?» и так далее, и тому подобное. В 2006 году, по инициативе музея Шушенской школы №2, руководитель Шумаева Наталья Николаевна, при поддержке учителя географии Лобановой Татьяны Анатольевны, сотрудника музея-заповедника «Шушенское» Кикиловой Татьяны Михайловны, совместно с учащимися старших классов двух школ (Шушенской №2 и Дубенской) и студентами 3-го курса Шушенского сельскохозяйственного колледжа, была проведена первая летняя комплексная краеведческая экспедиция в село Дубенское Шушенского района. Так появилась
программа «ПИК: Природа. История. Культура», в рамках которой стали проводиться ежегодные летние комплексные краеведческие экспедиции по
изучению природного, исторического и культурного наследия Шушенского района. Были
написаны два проекта «Не исчезай, мое село!» (2007 год) и
«Малая родина: прошлое и настоящее» ( Постоянными партнерами в проектах и программе стали: отдел молодежной политики Администрации Шушенского района (ведущие методисты Доровских С.А. и Журавкова Т.Н.) , ГУК «Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское» (директор Бугаева Г.А.), ГУК «Музей Ивана Ярыгина» (директор Акулич Л.С.), МУК «Шушенское районное объединение библиотек» (директор Шпилина Л.П., Мергес И.В.), МОУ «Шушенский центр туризма и краеведения» (директор Калядная М.А.), Шушенский сельскохозяйственный колледж (директор Емельянов А.Г.). Большую помощь в организации и проведении экспедиций оказывают советы ветеранов, главы местных администраций, директора сельских школ, а в сборе необходимых материалов для аналитических и практических выводов исследовательских работ – Минусинский региональный краеведческий музей им. Н.М.Мартьянова (директор Ермолаева Л.Н.), ОАО «Красноярская горно-геологическая компания» (Генеральный директор Хохлов А.П.), ОАО «Минусинская геологоразведочная экспедиция» (Генеральный директор Кирюшин А.Д.), Красноярская краевая научная библиотека, Шушенский, Минусинский и Красноярский архивы. Стремясь преодолеть однообразие книжного образования, организаторы и участники экспедиции поставили цель и определили основной ее смысл: · помочь учащимся на основе неформальной практической деятельности лучше узнать свою малую родину; · глубже понять особенности ее природы, истории и культуры, и главное, проследить взаимосвязь с природным, историческим и культурным наследием Красноярского края и России в целом, тем самым побудить их к участию в созидательной деятельности. Если первая экспедиция выполняла функцию разведочно-туристической с элементами исторического исследования и географической рекогносцировки, то в последующих перед каждым специализированным отрядом стояли конкретные задачи по изучению исследуемой территории: § Географический отряд (руководитель Лобанова Т.А., учитель географии школы №2) – изучение компонентов природного комплекса: рельефа, почв, погодных условий, водных ресурсов; § Биологический (руководитель Косых Н.Н., учитель биологии школы №2) - наблюдение и изучение животных и растений, сбор и оформление гербариев, коллекций насекомых; § Геолого-топографический (руководитель Шумаева Наталья Николаевна, педагог дополнительного образования школы №2, руководитель школьного музея) – глазомерная и инструментальная топографическая съемка местности, составление абрисов, профилей, отбор образцов горных пород и минералов; § Историко-этнографический (руководитель Кикилова Т.М., научный сотрудник музея-заповедника «Шушенское») – опрос и анкетирование старожилов-переселенцев и ветеранов производства в населенных пунктах, сбор раритетных фотографий, орудий труда и быта, составление топонимического словаря; § Литературно-этнографический (руководитель Волкова Е.А., ведущий методист МУК «Районное объединение библиотек») – поиск самобытных поэтов, сказителей, хранителей сказов, былей, легенд; сбор и запись фольклорного материала. § Гидрологический (руководители Омелик Г.Н., учитель химии школы №2 и Кущинская Л.Д., научный сотрудник музея Ивана Ярыгина) - изучение водных ресурсов Шушенского района и их использования для нужд населения. Успех любого предприятия – хорошая команда. Уже с первой экспедиции в нашей команде принимают участие школьники, учителя, сотрудники библиотек тех сельских территорий, где проходят поисково-исследовательские работы. А с 2008 года - ученики школы №139 г. Красноярска (директор Башмакова И.П.) и поисково-краеведческой ассоциации «Планета» Усть-Кутского района Иркутской области (руководитель Куршева Н.С.). В 2009 году в экспедиции приняли участие ученики из числа «трудных подростков» школ Ачинского района. Всего нами проведено четыре комплексные краеведческие экспедиции общей численностью от 22 (2006 год) до 54 (2009 год) человек. В каждой экспедиции исследовательская работа сочетается со спортивными и туристическими мероприятиями. Это позволяет всем участникам получать уникальные возможности познавательного, духовно-нравственного и физического развития, а также стать непосредственными разработчиками туристических маршрутов, начиная от формирования идеи, заканчивая составлением и проработкой маршрута. Наши ребята
самостоятельно создали
три фильма, один из которых «ПИК-3» (авторы Акунченко Е., Болдырев О.) стал победителем
V Международного молодежного фестиваля информационных
технологий Архангельск-2008. А в 2009
году эти ребята стали участниками Всероссийского Молодежного Форума победителей
«Прорыв». В период проведения 4-й экспедиции две разновозрастные
группы приняли участие в отборочном туре Второго Летнего чемпионата «Эрудиты
планеты – лето – 2009». В юниорской группе первое место заняли Россихин
Александр (пос. Шушенское) и Сербаев Максим (пос. Горный Ачинского района). Участники экспедиции – взрослые, школьники и студенты, работая единой командой, проявляют свои индивидуальные способности, развивают личные качества. Обычной стала взаимозаменяемость в отрядах, появились и постоянные специалисты – аналитики, спецкоры, видеооператоры, организаторы досуга, повара, хозяйственники. У всех участников экспедиций явно прослеживается мотивация к осознанному профессиональному выбору. И это не обязательно что-то связанное с «ПИК». Все мы приобретаем навыки исследования как универсального способа освоения действительности, самостоятельному получению знаний, коммуникативной компетентности. 18 декабря 2009 года состоялась очередная краеведческая конференция, на которой мы подвели итоги ПИК-4, утвердили место проведения и программу очередной летней комплексной экспедиции – ПИК-5: д. Средняя Шушь и ее окрестности. Как итог четырехлетней работы, мы решили издать материалы всех исследовательских работ, озвученных на наших краеведческих конференциях с 2006 по 2009 годы. Практика проведения комплексных экспедиций показала, что подобная краеведческая работа не только имеет право на жизнь, но должна развиваться, привлекая к участию студентов ВУЗов края и его окрестностей, педагогов, ученых с целью формирования разнообразных связей в исследовательской деятельности и образовательной системе. Объединяясь, мы сможем ставить и более широкие задачи, такие, как: - сохранение и популяризация одного из важнейших культурно-исторических регионов Южной Сибири; - получение экспериментального материала, представляющего научную ценность; - подготовка квалифицированных юных исследователей; - практическая природоохранная и просветительская деятельность в населенных пунктах региона в целях охраны природы, сохранения исторического и культурного наследия Присаянья. И, как результат, воспитание чувства гражданственности и патриотизма в среде студентов и школьников, высокого нравственного, культурного потенциала и физического совершенства. Настоящий доклад озвучен на Мартьяновских чтениях в г.Минусинске 15.12.2009 г. Об экспедициях есть сообщения на сайтах:
Сундучок инноваций ЦБ Новоуральска. 2007 год. Статья Волковой Е.А., Шумаевой Н.Н. «Поисково-исследовательская работа» e-mail adm_lib@foramail.ru
adm_lib@mail.ru 2. www.kraslib.ru/foto_albom/dok/48_6 doc 2008 год Статья Шумаевой Н.Н. Поисково-исследовательская работа «Малая родина: прошлое и настоящее» 3. Страничка школьного музея на сайте школы www.shushschool2.my1.ru |
Поиск
Календарь
Архив записей
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||