Вторник, 30.04.2024, 20:24
Приветствую Вас Гость | RSS

Лобанова Татьяна Анатольевна

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Экспедиция

  

КОМПЛЕКСНАЯ КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ КАК РЕСУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

 

Экспедиция как форма научно-поисковой, исследовательской деятельности традиционно используется в образовательном процессе высших учебных заведений. Она формирует у студентов практические навыки проводить наблюдения, измерения, изучать и описывать объекты в естественных природных условиях. Безусловно, такая форма работы способствует развитию у молодежи интереса к знаниям, расширяет кругозор, учит рассматривать факты и явления окружающей действительности во взаимосвязи, делать самостоятельные выводы и обобщения. Но почему бы такую форму работы не внедрить в школы и сделать её ресурсом для проектно-исследовательской деятельности? Плюс здесь в том, что после экспедиции нет нужды подбирать, искать какую-нибудь проблему и на основе ее решения  написать хорошую исследовательскую работу. Уже в процессе ведения полевых работ у ребят рождается куча вопросов: «А почему…?», «Как…?», «А что будет, если…?» и так далее, и тому подобное. 

В 2006 году,  по инициативе   музея Шушенской школы №2, руководитель Шумаева Наталья Николаевна, при поддержке учителя географии Лобановой Татьяны Анатольевны,  сотрудника музея-заповедника «Шушенское» Кикиловой Татьяны Михайловны, совместно  с учащимися старших классов двух школ (Шушенской №2 и Дубенской) и студентами 3-го курса Шушенского сельскохозяйственного колледжа, была  проведена первая летняя комплексная краеведческая экспедиция  в село Дубенское Шушенского района.

Так появилась программа «ПИК: Природа. История. Культура», в рамках  которой стали проводиться ежегодные  летние комплексные краеведческие экспедиции по изучению природного, исторического и культурного наследия Шушенского района. Были написаны два   проекта «Не исчезай, мое село!» (2007 год) и «Малая родина: прошлое и настоящее» (2008 г.), которые стали победителями в 4-м и 5-м конкурсе общественно-полезных инициатив школьников «Сто классных проектов» компании РУСАЛ, по которым Шушенская школа №2  получила гранты общей суммой 300 тысяч рублей.  

Постоянными партнерами  в проектах и программе стали: отдел молодежной политики Администрации Шушенского района (ведущие методисты Доровских С.А. и Журавкова Т.Н.) , ГУК «Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское» (директор Бугаева Г.А.), ГУК «Музей Ивана Ярыгина» (директор Акулич Л.С.), МУК «Шушенское районное объединение библиотек» (директор Шпилина Л.П., Мергес И.В.), МОУ «Шушенский центр туризма и краеведения» (директор Калядная М.А.), Шушенский сельскохозяйственный колледж (директор Емельянов А.Г.).

Большую помощь в организации и проведении экспедиций оказывают советы ветеранов, главы местных администраций, директора сельских школ, а в сборе необходимых материалов для аналитических и практических выводов исследовательских работ –  Минусинский  региональный краеведческий музей им. Н.М.Мартьянова (директор Ермолаева Л.Н.), ОАО «Красноярская горно-геологическая компания» (Генеральный директор Хохлов А.П.), ОАО «Минусинская геологоразведочная экспедиция» (Генеральный директор Кирюшин А.Д.),  Красноярская краевая научная библиотека, Шушенский, Минусинский и Красноярский архивы.

  Стремясь преодолеть однообразие книжного образования, организаторы  и участники экспедиции поставили цель и определили основной ее смысл:

· помочь  учащимся на основе  неформальной практической деятельности лучше узнать свою малую родину;

·  глубже понять особенности ее природы, истории и культуры, и главное, проследить взаимосвязь с природным, историческим и культурным наследием Красноярского края и России в целом, тем самым побудить их к участию в созидательной деятельности.  

Если первая экспедиция выполняла функцию разведочно-туристической с элементами исторического исследования и географической рекогносцировки, то в последующих  перед каждым специализированным отрядом стояли конкретные задачи по изучению исследуемой территории:

§ Географический отряд (руководитель Лобанова Т.А., учитель географии школы №2) – изучение компонентов природного комплекса: рельефа, почв, погодных условий, водных ресурсов;

§ Биологический (руководитель Косых Н.Н., учитель биологии школы №2) -  наблюдение и изучение животных и растений, сбор и оформление гербариев, коллекций насекомых;

§ Геолого-топографический (руководитель Шумаева Наталья Николаевна, педагог дополнительного образования школы №2, руководитель школьного музея)  – глазомерная и инструментальная топографическая съемка местности, составление абрисов, профилей, отбор образцов горных пород и минералов;

§ Историко-этнографический (руководитель Кикилова Т.М., научный сотрудник музея-заповедника «Шушенское») – опрос и анкетирование старожилов-переселенцев и ветеранов производства в населенных пунктах, сбор раритетных фотографий, орудий труда и быта,  составление топонимического словаря;

§ Литературно-этнографический (руководитель Волкова Е.А., ведущий методист МУК «Районное объединение библиотек») – поиск самобытных поэтов, сказителей, хранителей сказов, былей, легенд; сбор и запись фольклорного материала.

§ Гидрологический (руководители Омелик Г.Н., учитель  химии школы №2 и Кущинская Л.Д., научный сотрудник музея Ивана Ярыгина) -  изучение водных ресурсов Шушенского района и их использования для нужд населения.

Успех любого предприятия – хорошая команда. Уже с первой экспедиции в нашей команде принимают участие школьники, учителя, сотрудники библиотек тех сельских территорий, где проходят поисково-исследовательские работы. А с 2008 года - ученики школы №139   г. Красноярска (директор Башмакова И.П.) и   поисково-краеведческой ассоциации «Планета» Усть-Кутского района   Иркутской области (руководитель Куршева Н.С.). В 2009 году в  экспедиции приняли участие ученики из числа «трудных подростков» школ Ачинского района.  Всего нами проведено четыре комплексные краеведческие экспедиции общей численностью от 22 (2006 год) до 54 (2009 год) человек.

В каждой экспедиции исследовательская работа  сочетается со спортивными и туристическими мероприятиями. Это позволяет всем участникам  получать уникальные возможности познавательного, духовно-нравственного и физического развития, а также стать непосредственными разработчиками туристических маршрутов, начиная от формирования идеи, заканчивая составлением и проработкой маршрута.


Наши ребята самостоятельно  создали три фильма, один из которых «ПИК-3» (авторы Акунченко Е., Болдырев О.) стал победителем V Международного молодежного фестиваля информационных технологий  Архангельск-2008. А в 2009 году эти ребята стали участниками Всероссийского Молодежного Форума победителей «Прорыв».

В период проведения 4-й экспедиции две разновозрастные группы приняли участие в отборочном туре Второго Летнего чемпионата «Эрудиты планеты – лето – 2009». В юниорской группе первое место заняли Россихин Александр (пос. Шушенское) и Сербаев Максим (пос. Горный Ачинского района).  

            Участники экспедиции – взрослые, школьники и студенты, работая единой командой, проявляют свои индивидуальные способности, развивают личные качества. Обычной стала взаимозаменяемость в отрядах, появились и постоянные специалисты – аналитики, спецкоры, видеооператоры, организаторы досуга,  повара, хозяйственники.  У всех участников экспедиций явно прослеживается мотивация к осознанному профессиональному выбору. И это не обязательно что-то связанное с «ПИК». Все мы приобретаем навыки исследования как универсального способа освоения действительности, самостоятельному получению знаний, коммуникативной компетентности.

18 декабря 2009 года состоялась очередная краеведческая конференция, на которой мы подвели итоги ПИК-4, утвердили место проведения и программу очередной летней комплексной экспедиции – ПИК-5: д. Средняя Шушь и ее окрестности. Как итог четырехлетней работы, мы решили  издать материалы  всех исследовательских работ, озвученных на наших краеведческих конференциях с 2006 по 2009 годы. 

Практика проведения комплексных экспедиций показала, что подобная краеведческая работа не только имеет право на жизнь, но должна развиваться, привлекая к участию студентов ВУЗов края и его окрестностей, педагогов, ученых с целью формирования разнообразных связей в исследовательской деятельности и образовательной системе. Объединяясь, мы сможем ставить и более широкие задачи, такие, как:   

- сохранение и популяризация одного из важнейших культурно-исторических регионов Южной Сибири;

   - получение экспериментального материала, представляющего научную ценность;

- подготовка квалифицированных юных исследователей;

- практическая природоохранная и просветительская деятельность в населенных пунктах региона в целях охраны природы, сохранения исторического и культурного наследия Присаянья.

И, как результат, воспитание чувства гражданственности и патриотизма в среде студентов и школьников, высокого нравственного, культурного потенциала и физического совершенства.

 

Настоящий доклад озвучен на Мартьяновских чтениях в г.Минусинске 15.12.2009 г.

 

Об экспедициях есть сообщения на сайтах:

1. www. publiclibraru/ru/…/10­_poiskovo_issledovatelskaja_rabota.htm                                                    

Сундучок инноваций ЦБ Новоуральска. 2007 год.

Статья Волковой Е.А., Шумаевой Н.Н. «Поисково-исследовательская работа»

e-mail adm_lib@foramail.ru     adm_lib@mail.ru

 

2. www.kraslib.ru/foto_albom/dok/48_6 doc  2008 год

Статья Шумаевой Н.Н. Поисково-исследовательская работа «Малая родина: прошлое и настоящее»

 

3. Страничка школьного музея на сайте школы  www.shushschool2.my1.ru

 

 

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz